Чувство потока, эмпатия, побег: ученый-когнитивист
Джим Дэвис коротко о том, зачем мы читаем книги, какие истории становятся для
нас любимыми и как чтение повлияло на человеческую культуру. Читать далее →


Представляем вашему вниманию статью, приуроченную
ко Дню защиты детей. Психолог Катерина Дёмина пишет о том, почему не стоит
перекладывать на старших детей ответственность за воспитание
младших. 

Первое противопоказание к тому, чтобы оставлять малышей на попечение старших,
если разница в возрасте менее 12 лет: они физически не могут
справиться. Приглядеть несколько минут, пока мама готовит ужин, — да. Но
не гулять одним, не оставаться дома более чем на 5 минут. Если разница в
возрасте 12 лет и больше, можно использовать старшего в качестве полноценного
бебиситтера. Но только по договоренности и за плату. Одно дело — в поиграть с
младшим тогда, когда тебе хочется. И совсем другое — взять на себя
ответственность за безопасность другого человека.

У подростка обычно свое, довольно напряженное расписание,
которое включает в себя школу, личную жизнь, спорт и дополнительные
кружки.  Если родители рассчитывают на него как на полноценную
рабочую единицу, они должны компенсировать затраты. Это могут быть деньги
или дополнительные удовольствия («Ты отпускаешь нас с папой вечером в кино, а
мы за это везем тебя на каток в воскресенье»), какая-то дорогая покупка. 
С другой стороны, у всех есть свои обязанности в доме, поэтому «заниматься с
младшим» может быть частью домашней работы. Но все это должно быть проговорено:
сколько часов в день и по каким дням. Автору статьи этот подход кажется
более здоровым, чем платить деньгами.

Самое главное, что необходимо держать в голове родителям, — старшие дети не
виноваты, что вы родили себе еще наследников и не рассчитали силы. В первую
очередь, воспитание и присмотр за детьми — это обязанность
родителей. Старшие дети могут помогать, могут делать это добровольно и с
удовольствием, но ответственность — только на родителях. А часто видишь (с
огромным сожалением, сочувствием и желанием немедленно вмешаться), как старших
наказывают, ругают за проблемное поведение младших, что тот испачкался или
упал, или потерялся. «Тебе же велено было следить! Ты куда смотрела?!». И как
часто в терапию приходят потом эти ответственные, очень заботливые, очень
внимательные девочки, у которых почему-то не получается завести собственных
детей. Потому что на самом деле внутри у нее есть знание: «Дети — это
непосильная ноша». Поэтому родителям стоит рассчитывать свои силы, прежде чем
задумываться о втором и третьем ребенке, а если детей уже больше одного, то
необходимо равномерно уделять внимание каждому из них. Пусть каждый
родитель помнит о том, что дети, как никто другой, нуждаются в их заботе и
любви!

Источник:
https://mel.fm/author/katerina-demina

Источник: http://psypress.ru/articles/


Руководитель Центра Психологии Самореализации
и психолог-психотерапевт Екатерина Светоч пишет о том, как обиды влияют на
общее благополучие человека. Чувство обиды самым тесным образом связано с
чувством вины. Если человек обижает вас, сознательно или бессознательно, оба
оказываются виновными в том, что не соответствуют ожиданиям друг друга. То есть
страдают обе стороны конфликта. 

Причины обид 
Чаще всего обижаются на близких, любимых людей. Так как никому не придет в
голову обижаться на грабли, ударившие в лоб, или на министра, принявшего не тот
закон. Но на своих близких, которые могут прочувствовать нашу обиду, то есть
осознать, что они в чем-то провинились, попытаться исправиться, мы обижаемся
при любом удобном случае. Такие конфликты в семье приводят к настолько сильному
ухудшению отношений, что все могут разделиться на два лагеря: один принимает
сторону обидчика, а другой – обиженного. В таком случае страдают не только два
человека, непосредственно контактирующих в данных обстоятельствах, но другие
члены семьи. А это может повлечь за собой еще большее разрастание
конфликта.

Чем чаще человек обижается, тем больше происходит случаев в
его жизни, ведущих именно к этому состоянию. Так как он предъявляет к окружению
завышенные требования, после чего начинает усугублять свое состояние мыслями,
мол: «Никто меня не любит и не понимает». Ему все сильнее кажется, что все
вокруг виноваты в его проблемах и неудачах. Поэтому в первую очередь стоит
поменять именно свое отношение к людям, к их личностным качествам, и понять,
что мир вокруг вряд ли изменится. И если не сменить свой взгляд на ситуацию, то
дальше будет только хуже. 

Психология обиды 
Попробуйте написать список тех положительных качеств, которые, по вашему
мнению, должны быть у обидчика. Возможно, вы увидите, что совмещение их в одном
человеке просто нереально. 

Когда вы пытаетесь вызвать в человеке чувство вины за то, что он вас обидел, не
правильно повел себя в какой-то ситуации, ваши требования не воспринимаются
буквально, оппонент пытается оправдаться, приводя довольно сносные аргументы в
защиту своего поступка. Все это потому, что вы просто разные люди и
воспитывались в разных условиях. Ваш жизненный опыт различен. Именно поэтому
поведение обоих в одинаковой ситуации будет отличаться. А вы, обижаясь, и не
желая принимать другую точку зрения, только ведете к ухудшению отношений между
вами, а также к собственным психосоматическим заболеваниям. 

Польза или вред 
Чувство обиды, являясь просто одной из эмоций, которые во множестве
сопровождают нашу жизнь и помогают приспосабливаться друг к другу и понимать
чужие потребности, тем не менее, может сыграть довольно злую шутку. Необходимо
работать с этим чувством с помощью оздоравливающего размышления над ситуацией
обиды, управлять своими эмоциями, чтобы сохранить здоровыми свой организм и
отношения с окружающими людьми! 

Истчоник: https://postnauka.ru

Источник: http://psypress.ru/articles/


Психологи начинают понимать, что
многие люди с нейропсихиатрическими расстройствами и травмами головного мозга
имеют проблемы с когнитивной функцией, и в таких случаях психологи часто
используют так называемые тренировки когнитивных способностей — это способ
увеличить когнитивные способности не при помощи препаратов, а предлагая
пациентам тренировать мозг по установленным методикам. Обычно тренировка
когнитивных способностей проводится на компьютере. Однако они обнаружили,
что и здоровым людям тренировки когнитивных способностей могут пойти на
пользу.

В одной работе Торкель Клингберг из Каролинского
института выявил, что если здоровые люди в течение продолжительного
времени тренируют рабочую память, это приводит к изменениям мозга и его
активизации, а также к изменениям в рецепторах D1 в мозге. Это очень интересно
— как вы можете изменить эти схемы в мозге.

Торкель Клингберг пишет:

Несколько лет назад мы с коллегой написали для Британского
медицинского журнала (British Medical Journal) работу под названием «Используй
или потеряешь» (Use It or Lose It). И она была посвящена тому, что нам нужно
заставлять разные зоны нашего мозга работать, если мы хотим, чтобы они
оставались активными. И то, что люди, к примеру, решают кроссворды, судоку или
постоянно получают образование, чтобы стимулировать свой мозг, — это все очень
важно, и нам действительно нужно делать все это на протяжении всей жизни.

Проблема с тренировкой когнитивных способностей заключается
в том, что для ее проведения вам обычно нужно ехать в клинику, зачастую вам при
этом должен помогать специализированный персонал: все это может быть очень
дорого и неудобно. В моей лаборатории мы искали способ, как можно
модифицировать эти тренировки, чтобы сделать их веселыми, интересными и
легкодоступными. И мы решили геймифицировать этот процесс — у нас в лаборатории
работает разработчик игр. Мы использовали исследования, которые мы проводили на
протяжении 20 лет, чтобы оценить нейропсихологические улучшения от выполнения
тренировок и улучшения, которые мы видели на нейровизуализации зон мозга,
активизированных при помощи этих заданий. И одно из заданий, которое нас
особенно интересовало, затрагивало эпизодическую память — тот тип памяти,
который мы используем каждый день. Мы знаем, что эпизодическая память связана с
функциональностью пациентов с шизофренией и болезнью Альцгеймера. И мы знаем,
что если мы сможем улучшить эпизодическую память, мы, скорее всего, сможем
улучшить и функциональный результат.

И мы решили использовать тему волшебников: все знают про
Гарри Поттера, всем это интересно, и, похоже, людей с шизофренией, чью
эпизодическую память мы пытались улучшить, это могло бы вовлечь в процесс
тренировок. Так что мы решили работать с этим мотивом. Мы использовали данные о
том, как активизировать нужную часть мозга, которые мы получили в ходе наших
исследований. Мы уже опубликовали в журнале «Нейропсихология»
(Neuropsychologia) работу о том, что мы проводили исследование мозга пожилых
людей и людей с умеренными когнитивными нарушениями. Когда мы просили их
выполнять задания PAL-теста и смотрели на активность их мозга в сканере, мы
видели отличную активизацию в области гиппокампа, так что мы знали, что эту
область можно стимулировать и активизировать. И мы вложили это в игру, а затем
провели пилотные исследования на пациентах с шизофренией, чтобы убедиться, что
им интересно, все нравится и они все поняли. Таким образом, это мотивирующий
способ улучшить когнитивную функцию людей. В сущности, это тренировка
когнитивных способностей, которую психологи оценивают как очень эффективную, но
в виде игры. И сейчас есть компании — производители видеоигр, которые называют
себя «серьезными» компаниями, и они пытаются такими способами работать над
улучшением когнитивных способностей и для здоровых людей тоже. И это полезно
для нас, ведь всем нравится играть, а теперь мы можем играть в полезные игры.
Но, конечно же, не все игры полезны. Те, о которых я говорю, основаны на
доказательной базе, так что очень важно, чтобы за этими играми была научная
база, показывающая, что они действительно успешно работают.

В нашей игре мы решили сосредоточиться на эпизодической
памяти. Во время игры вы можете сражаться с другими волшебниками, и что вам
нужно делать (и за это отвечает область гиппокампа) — это запоминать
расположение объектов в пространстве, и игра во многом направлена на это. И
если вы запоминаете нужные вещи, вы получаете в награду новые заклинания и
можете сражаться с другими волшебниками, так что игра очень вовлекает. Что
самое замечательное, игра сделана так, чтобы помочь вам с мотивацией: если все
хорошо, она подталкивает вас вперед, и игра становится сложнее, и вы получаете
больше бонусов, и у вас становится больше заклинаний, вы сражаетесь с другими
волшебниками и продвигаетесь по сюжетной линии. Но если вам сложно, то вы
откатываетесь назад. Так что игра сделана так, чтобы убедиться, что вы учитесь
и запоминаете столько, сколько можете, и она дает вам все больше и больше
уровней сложности. И вы постоянно сталкиваетесь с новыми ситуациями и
волшебниками, которые пытаются атаковать вас, а вы пытаетесь атаковать их, и,
когда у вас все получается, вы получаете награды.

Мы обнаружили, что если попросить пациентов с шизофренией
тренироваться 8 часов на протяжении месяца, улучшается не только их
эпизодическая память, но и жизнедеятельность в целом: когда мы посмотрели на их
результаты по шкале глобального функционирования (GAF), мы обнаружили улучшения
в этой области. Так что влияние теста не ограничивается эпизодической памятью —
у пациентов улучшается и глобальное функционирование. Когда мы попросили
пациентов с шизофренией играть 8 часов на протяжении месяца, мы обнаружили, что
они получают улучшения не только эпизодической памяти, но и психосоциального
функционирования. Так что игра действительно дает улучшения, которые не
ограничиваются памятью, — они также проявляются и в психосоциальном
функционировании, и в повседневной жизни.

Один из способов, как мы можем использовать игры, — это для
помощи людям с нейропсихиатрическими расстройствами и травмами мозга. Например,
мы сейчас работаем с людьми с умеренными когнитивными нарушениями, то есть в
ранней стадии болезни Альцгеймера, и мы работаем с особой группой — с
умеренными когнитивными нарушениями амнестического типа. Сейчас известно, что
это расстройство развивается в болезнь Альцгеймера. Если вы сможете
активизировать области мозга, которые раньше всего затрагивает болезнь
Альцгеймера, такие как гиппокамповая формация, вы обнаружите, что можете
поддерживать функционирование этих областей в течение большего времени и
отсрочить самые худшие последствия некоторых из этих болезней.

Мы также знаем, что и у здоровых людей со временем
наблюдается снижение когнитивных способностей. Мы функционируем на высшем
уровне в возрасте от 20 до 30 лет, а затем наши когнитивные способности
начинают снижаться. Конечно же, у здоровых людей есть свой опыт, стратегии, как
преодолевать такие проблемы, например то, что память не так хороша, как раньше.
Но игры могут быть хорошим способом активизировать эти области мозга, связанные
не только с памятью, но и с вниманием, ведь внимание сейчас так важно. Нам
часто нужно концентрировать внимание на чем-то, чтобы хорошо справиться с
задачами, которые требуют, чтобы мы сосредоточились и работали на максимуме. Но
теперь мы решаем сразу много задач: постоянно заглядываем в телефоны и
компьютеры и так далее. Из-за этого многим людям сложно надолго концентрировать
внимание на чем-то одном, хотя это может быть необходимо в каких-то
профессиях.

Источник: https://postnauka.ru/video/72343

Источник: http://psypress.ru/articles/


В новом выпуске журнала
«Психологическая наука и образование» на портале
PsyJournals.ru опубликованы результаты исследования на тему
морального сознания подростков и когнитивных способов исследования информации в
интернете.

Авторы:
Молчанов С.В.,
Алмазова О.В.,
Поскребышева Н.Н.,
Кирсанов К.А.

В исследовании рассматривается актуальная тема связи
информационной социализации с моральным развитием подростков.Выделяется роль
способов когнитивной переработки социальной информации (КПИ) в процессе
развития морального сознания детей.Исследование направлено на изучение
взаимосвязи КПИ интернет-сети и формирования представлений подростков о
моральной регуляции отношений в современном информационном обществе.Выборку
составили 208 подростков.Выделено три типа КПИ, различающихся по целостности
восприятия и интерпретации информации, осознанности целей, оценке перспектив
действий и поведенческих реакций, способности дифференцировать и выбирать
адекватные социальные формы поведения и осуществлять их.Подтверждена связь
продуктивности КПИ и интернет- зависимости.Выявлена взаимосвязь типов КПИ и
особенностей морального сознания и представлений о моральной регуляции,
ответственности и моральной чувствительности.

Полученные результаты исследования подтверждают
выдвинутую гипотезу о взаимосвязи типа КПИ и представлений подростков о
моральной регуляции отношений в обществе, включая уровень развития морального
сознания и представления подростков о моральной ответственности. Таким
образом, исследователи получили подтверждение взаимосвязи способов КПИ в
интернет-сети подростками и особенностей морального сознания, включая уровень
моральных суждений, готовность признать моральную ответственность при нарушении
моральной нормы, моральную чувствительность в сфере межличностного
взаимодействия и знания, как осуществлять «помогающее» поведение.

Читать статью:
http://psyjournals.ru/files/96307/pse_2018_n5_Molchanov.pdf

http://psyjournals.ru/psyedu/2018/n5/molchanov.shtml

Журнал «Психологическая наука и образование»:
http://psyjournals.ru/psyedu/2018/n5/index.shtml

Источник: http://psyjournals.ru

Источник: http://psypress.ru/articles/