Обучение в пожилом возрасте чему-то новому и сложному
улучшает работу мозга. Поэтому пожилым людям часто советуют вести активную
жизнь и найти себе какое-нибудь хобби — это помогает защитить умственные
способности от угасания. Однако тут годится далеко не всякая активность и не
всякое хобби.

В статье, опубликованной
в Restorative Neurology and Neuroscience,
группа исследователей из Техасского университета в Далласе пишет, что пожилым
для сохранения когнитивных функций лучше заниматься чем-то таким, что требует
больших умственных усилий.

В эксперименте участвовали несколько десятков добровольцев
от 60 до 90 лет, которые на протяжении четырнадцати недель по пятнадцать часов
в неделю отдавали либо цифровой фотографии, либо квилтингу — шитью стёганых
лоскутных вещей, либо совместным путешествиям или совместной готовке. Первые
два хобби — фотография и квилтинг — были довольно трудны и требовали каких-то
усилий для их освоения, путешествия и готовка предполагали активную социальную
жизнь, но учиться там ничему особо не было нужно. Наконец, участники из третьей
группы эксперимента просто слушали музыку, смотрели классику мирового
кинематографа или же развлекались какими-то простыми играми. Все они до и после
14-недельного периода проходили специальные тесты на состояние когнитивных
способностей, а мозг их сканировали в магнитно-резонансном томографе; те же
тесты и томографию повторяли год спустя.

Как наши читатели могли догадаться, те пожилые люди, которым
пришлось заниматься сложными хобби, показали лучшие результаты: в тестах на
память после периода «тренировки» они показывали более высокие результаты, а
МРТ свидетельствовало о том, что их мозг сохраняет высокую пластичность в тех
участках коры, что отвечают за внимание и семантический анализ.

Например, если человек сталкивался с простым утверждением,
мозг в соответствующих участках активировался слабо, но если языковое задание
было сложным, то повышалась и активность коры. Такая подгонка ресурсов под
задачу — обычное дело в молодости, но с возрастом мозг начинает на любую задачу
реагировать с одинаковым напряжением (как это, кстати, и происходило у всех
добровольцев перед экспериментом). То есть сложные занятия, которые требуют от
человека, чтобы он чему-то научился, в какой-то мере сохраняют — или возвращают
— мозгу молодость. И просто наслаждаться прекрасным или же просто активно
общаться с другими тут будет недостаточно.

Конечно, тут можно указать на недостаточно мощную
статистику, всего несколько десятков человек (39, если быть точными). Однако
исследований здесь сделано достаточно много, и все они говорят об одном: если
мозг остаётся без трудностей, он стареет быстрее. Так что тем, кто не хочет
осваивать ничего сложного, потому что, дескать, память уже не та, как раз и
следует заняться каким-нибудь сложным делом — память, глядишь, и вернётся.

Источники:

Restorative Neurology and
Neuroscience

«ПСИ-ФАКТОР»

 

 

 

Источник: http://psypress.ru/articles/

Руководитель Рабочей группы по разработке
профессионального стандарта «Педагог-психолог», доктор психологических наук,
профессор, проректор Московского государственного психолого-педагогического
университета Юрий ЗАБРОДИН  рассказал о том, к чему следует готовиться
педагогам-психологам в 2017 году.

— Юрий Михайлович, профстандарт педагога-психолога,
принятый в 2015 году уже начал действовать с 1 января 2017 –го?

— Совершенно верно.  Надо только понимать, что он
действует  как нормативный документ, который можно, но пока не
обязательно
применять. Окончательно профстандарт вступит в силу с 1 января
2020. Тогда он станет обязательным для всех, кто трудится в образовательных
организациях бюджетной сферы, а также центрах психолого-медико-социального
сопровождения, в ПМПК и других специализированных центрах.

— А что изменится, начиная с 2017 года,  в условиях
работы педагогов-психологов?

Любой профессиональный стандарт строго определяет требования
к содержанию работы и требуемой для ее выполнения квалификации человека.
Педагоги-психологи в этом смысле не исключение: им придется осознать, что и как
они умеют делать, насколько квалифицированы, куда надо двигаться, чтобы
повысить свою квалификацию.

Разумеется, у педагогов-психологов в обычных школах и
педагогов-психологов из ППМС-центров, которые имеют дело с детьми,
испытывающими трудности в обучении, развитии или социализации, трудовые
действия, функции будут разными. Но все они ясно и конкретно прописаны в
 профессиональном стандарте.

— Сколько сегодня в стране педагогов-психологов?

— Более 60 тысяч человек.

— И все они смогут, готовы трудиться в условиях нового
профессионального стандарта?

Знаете, давайте вести разговор о жизни и стандарте
отдельно. В противном случае мы получим два разных ответа на один и тот же
вопрос, что вряд ли внесет ясность в сложившуюся ситуацию.

Так вот, если мы говорим о «жизни», то есть, о реальном
положении дел, то как трудились педагоги-психологи в школах, так и будут
трудиться. Никто, никогда не собирался и не собирается выгонять их из школы,
даже если они не соответствуют сегодня требованиям, записанным в новом
стандарте. Мы хорошо знаем, к чему приводят попытки выдавить из образовательной
сферы психологов. И все мы хорошо помним трагический случай в московской школе,
когда  подросток устроил стрельбу, убил учителя…

Надо признать, что большинство педагогов-психологов трудится
самоотверженно, с полной отдачей сил, принося за более чем скромное
вознаграждение огромную пользу детям, всему обществу в целом.

Но если все-таки вернуться к новому стандарту…

… то придется тогда признать, что сегодня очень многие
педагоги-психологи из-за своей недостаточной квалификации не соответствуют его
требованиям. Все предъявляемые им требования к педагогу-психологу носят
обязательный характер: обязательным становится выстраивание
индивидуальной траектории обучения, обязательным будет регулярное,
систематическое повышение квалификации, обучение по программам ДПО и даже по
программам получения новой квалификации. Все это четко зафиксировано в
стандарте.  Раньше этого не было.  

— Неужели? Повышение квалификации всегда являлось
обязательным для всех педагогов, в том числе и для
педагогов-психологов.

— Да, конечно, но только в этом деле царил полнейший
произвол! Как, каким способом проходить повышение квалификации — это, в
конечном счете, решал либо руководитель образовательной организации, либо сам
педагог. Никто не занимался стратегией повышения квалификации.

Мы же сегодня — я имею в виду все наше профессиональное
сообщество —  формируем целую систему программ профессионального обучения
и подготовки, повышения квалификации. И эта система будет работать в
соответствии с объективными требованиями стандарта, а не личными пожеланиями
Ивана Ивановича или Ивана Никифоровича.

— Юрий Михайлович, предусматривает ли новый стандарт и
новую модель карьерного роста педагога-психолога? Например, Евгений Ямбург,
один из разработчиков профстандарта педагога, предлагает  следующие
должности, в зависимости от квалификации: учитель, старший учитель, ведущий
учитель.   

— Это довольно непростой вопрос. Ну, вот Вы, например, всю
жизнь работаете на заводе инженером-конструктором. И Вы, что, сильно
переживаете, что так и не стали старшим инженером-конструктором?

— Лично я не переживаю. Главное, чтобы мне регулярно
повышали зарплату —  за мой опыт, знания и, как принято теперь говорить,
компетенции. Вот если не будут повышать, то тогда я действительно начну сильно
переживать!

— Ну, вот в том-то все и дело! Вы только не подумайте, что я
противник системы карьерного роста педагогов-психологов в виде ступенчатой
системы должностей.  Наоборот, я эту систему всячески поддерживаю. Я
вообще считаю, что это очень важное дело — изменение структуры должностей и
уточнение  должностных обязанностей в сфере образования. Сегодня
 руководителям образовательных организаций уже дан в руки инструмент,
позволяющий выстраивать штатное расписание (и зарплату) в соответствии с
требованиями к должности, объемом работ (трудовых действий)  и
квалификацией работника.

И кстати: не везде, конечно, но во многих странах мира самые
квалифицированные, самые опытные педагоги довольствуются «простым» званием
учителя, получая при этом зарплату, которая на порядок больше, чем у только что
пришедших в школу остепенённых учителей.

А все-таки, согласитесь, Юрий Михайлович, красиво
звучит: старший педагог-психолог.

— Дело вкуса. Но если вводить новые ранжиры в рамках
должности «педагог-психолог», то придется договариваться с профсоюзами, менять
нормативную базу. Это долгая и непростая история. Впрочем, она, безусловно,
тоже имеет право на жизнь.

В новом стандарте, который совсем уже скоро вступит в
силу, четко прописано: педагогом-психологом может работать только человек с 7-м
уровнем квалификации. А это означает, что формально в образовательную
организацию могут допускаться только педагоги-психологи, закончившие
магистратуру. А ведь сегодня у нас подавляющее число работающих
педагогов-психологов имеют всего лишь квалификацию бакалавра.

— Да, здесь есть проблема. Но представляете, что будет, если
пойти на поводу у некоторых радикально настроенных товарищей, требующих
«изымать из обращения», начиная с  2017 года, педагогов-психологов
бакалавров и заменять их педагогами-психологами-магистрами? Да у нас тогда вся
система образования остановится.

Поэтому-то и даются еще целых три года — до 2020-го (когда
 профессиональный стандарт станет обязательным во всех бюджетных
организациях, где трудятся педагоги-психологи) на то, чтобы они повысили свою
квалификацию до уровня, требуемого стандартом.  Для получения новой
квалификации необходимо отучится как минимум 250 часов  дополнительного
профессионального образования, освоив специальные  программы
профессиональной переподготовки. А можно за два года пройти магистратуру. Время
еще есть.

— А может, надо было просто убрать из стандарта некоторые
«неподъемные» для нынешних психологов-педагогов квалификационные требования?
Чтобы они спокойно продолжали работать в школе? Чтобы у них не было всей этой
головной боли от очередных курсов повышения квалификации, переподготовки,
обучения в магистратуре?

— Вы предлагаете снизить планку профстандарта?! То есть,
образно говоря, что получается: если раньше мастер спорта должен был по
нормативу прыгать на высоту, скажем, 2.20, то теперь ему разрешается брать
всего лишь 1.80? Выходит, он по-прежнему будет считаться мастером спорта,
только прыгающим уже намного ниже?

Кому и какая, скажите, от этого польза? Нам не нужна
имитация профстандарта, нам нужен действенный инструмент. И мы, в нашем
профессиональном сообществе, уверен, нашли эффективные механизмы, позволяющие
педагогам-психологам повысить уровень профессиональной квалификации – это и
будет реальный карьерный рост. Сдав квалификационный,  профессиональный
экзамен на право практической деятельности, они начнут спокойно работать в
условиях нового профстандарта.

А кто будет принимать этот экзамен?

— Как раз над этим мы сейчас работаем. В том числе,
 над системой  и процедурой аттестации, порядком замещения должности.
Над новыми программами профессионального развития, выстраиванием принципиально
новой структуры оценки и повышения квалификации. Это как раз та работа, которую
за ближайшие три года и надо сделать.

Лев Кулаков,
Обозреватель Портала
психологических изданий PsyJournals.ru

Источник:
РИА Новости

Источник: http://psypress.ru/articles/


COSMOPOLITAN

1. Он очень чувственный и оттого пугающий

До тех пор, пока вы оба станете профи в этом деле, понадобится немало такта и осторожности. Это похоже на опасность взрыва бомбы: можно довериться Читать далее →


Группа психологов советует родителям пристально
следить за детьми, которые смотрят ставшую уже традиционно «новогодней»,
кинокомедию «Один дома». Согласно выводам экспертов, комедия переполнена
моментами, повторение которых будет опасным для жизни, вплоть до летального
исхода.

Психологи считают, что 90% показанных в фильме выходок
возможно воссоздать домашних условиях.

Дети, желая быть похожим на главного героя кинокомедии —
мальчика по имени Кевин МакКалистери, и совершая необдуманные поступки, могут
навредить и себе, и окружающим.

                                   

 

 

 

 

Источник: http://psypress.ru/articles/


GettyImages

  • «В последний год на юрфаке у меня были отношения на расстоянии. Однажды я заболел, а она сделала неожиданное: села за руль и проехала 400 километров, чтобы меня лечить. При этом на следующее Читать далее →