НБА Джеффри Тэйлор
Несколько лет назад я наткнулся на летсплеи Ильи Мэдисона по игре Football Manager. Заинтересовался не на шутку, решил даже сам попробовать: установил версию 2014 года, взял шотландский «Рейнджерс», вывел его в премьер-лигу и в первом же сезоне на одно очко обошел в гонке за чемпионство «Селтик». Радости – полные штаны. Потом устремил свой взор на отечественный футбол, накачал обновлений, чтобы были все команды России вплоть до полулюбительских и решил во что бы то ни стало привести команду своего родного города ФК «Карелия» к победе в Лиге чемпионов.
Пару недель назад случилась трагедия – сэйв слетел (бесконечное межсезонье, новый сезон никак не хотел начинаться) и как бы я не пытался вернуться к игре, мое сотрудничество с «Карелией» вынужденно закончилось в 2035 году. Я так и не стал победителем ни одного европейского чемпионата (максимум до полуфинала ЛЧ доходил и играл с «Реалом» на 10-тысячном петрозаводском стадионе «Спартак»), только несколько раз выиграл чемпионат и кубок России. Отличная была карьера, подарила очень много замечательных моментов волнений и радости.
После этого я начал искать нечто подобное для других видов спорта. И наткнулся на Basketball GM – однопользовательский симулятор работы генерального менеджера баскетбольной команды. Ты выбираешь себе команду, работаешь с составом (обмениваешь их, выбираешь новых игроков на драфте и подписыаешь свободных агентов), следишь за финансами, то есть в упрощенном варианте заниаешься управлением клуба.
Происходящее чем-то напоминает режимы My League из NBA2K или Franchise mode из Madden, только все происходит в текстовом варианте и в самих играх ты участия не принимаешь. Прямой аналог BuzzerBeater – отличается от Basketball GM тем, что ты играешь с реальными людьми и один сезон в BuzzerBeater может длиться несколько месяцев. Также в BuzzerBeater гораздо более продвинутая система тренировок, драфта, навыков игроков, тактики и вообще всего. Преимущество Basketball GM в том, что ты можешь за пару часов отыграть с десяток сезонов и написать свою историю буквально за один вечер.
Но любой толковый симулятор – это не только развлечение но еще и учебник по тому как это устроено, с помощью которого можно много чему научиться и много чего узнать. FM, например, вполне приближенно к реальности рассказал:
- про лимит в российском футболе, когда ты трясешься от гнева, ибо не можешь выставить на матч международного турнира сильнейший состав и некоторые позиции откровенно провисают из-за того, что на них играют парни с российским паспортом
- про зарплаты отечественным футболистам когда даже люди из собственной молодежки уже в 18 лет просят непомерные деньги совершенно не соответствующие их уровню и потенциалу
- про трансферную политику в России когда игрока с нужным паспортом есть смысл продавать только раза в три дороже рыночной стоимости
- про стадионы и руководство клубов (я так и не смог за 30 лет убедить владельцев переехать на новую арену и так и гонял матчи плей-офф Лиги чемпионов при 10 тысячах зрителей)
- про ужасные перерывы на матчи сборных и то как весь сезон может пойти насмарку из-за травмы ключевого игрока в игре за свою страну
И про всякое другое. К тому же FM стал для меня сборником потрясающих очень человечных историй. Ненастоящих, конечно, но все же таких дорогих сердцу.
Я хотел изначально сделать подробный разбор своей карьеры за ФК «Карелия», но раз уж Лигу чемпионов я так и не взял, то тогда лучше расскажу про то, чему меня всего за несколько вечеров научил Basketball GM и почему я советую каждому поклоннику спорта не забывать про компьютерные симуляторы, имитирующие реальность.
1. Рынок для спортивного клуба очень важен
Basketball GM составлен по умолчанию из вымышленных клубов с забавными меметичными названиями типа «Dallas Snipers» («Снайперы из Далласа», а в Далласе застрелили Джона Ф. Кеннеди), «Houston Apollos» («Аполлоны из Хьюстона», типа «Хьюстон у нас проблема»), «Boston Massacre» (см. Бостонская бойня), мои любимые «San Francisco Venture Capitalists» («Венчурные капиталисты из Сан-Франциско») и многие другие. Так вот перед началом игры вам предстоит выбрать команду и вам уже на первом шаге поясняют, что сложность игры напрямую зависит от размера города, в котором базируется ваш клуб.
Если вы управляете командой с маленького рынка, то свободные агенты в межсезонье будут менее охотно соглашаться на переговоры и будут заламывать цифры в контрактах, трибуны будет гораздо сложнее заполнить даже в успешные сезоны и владелец будет вами недоволен. Недовольный владелец – последнее, о чем вам хочется вспоминать по ходу неудачно складывающегося сезона, когда вы понимаете, что вы неправильно распределили ресурсы и усилия, потраченные на перестройку, не стоили того.
Формат лиги в Basketball GM повторяет НБА (30 команд, две конференции), но города, в которых базируются клубы, отличаются. Есть команды из Сиэтла, Монреаля, Балтимора и даже Мехико. Разница в географии – это не критично. А вот разница в сложности между управлением клубом, скажем, из Нью-Йорка и из Портленда – значительная. Аналогично и в жизни.
2. Нельзя не учитывать конференцию и дивизион
Команды в Basketball GM так же как и в НБА делятся на восточную и западную конференции. И тут уж как повезет. Про исторические качели успехов двух конференций я рассказывал больше года назад. Если кратко – Восток и Запад менялись местами на троне всю историю Ассоциации, но за последние 15 лет доминирование Запада стало слишком очевидным и подавляющим.
И игрокам, которые надеются достичь чего-то серьезного в высококонкурентной конференции и дивизионе остается только завистливо поглядывать на своих коллег, обитающих в более тепличных условиях. Скажем, добился бы Крис Пол в «Новом Орлеане» большего успеха, если бы ему не приходилось рвать жилы в Юго-Западном дивизионе в частых играх против «Далласа»/«Сан-Антонио»/«Хьюстона» и «Мемфиса»? Это все равно что год за годом постоянно попадать в «группу смерти» в футболе и слышать вздохи сочувствия в ответ, мол, «так сложилось исторически». Только представьте себе разочарование любого игрока в подобной ситуации.
Вряд ли в Basketball GM есть какой-то программируемый дисбаланс в зависимости от географии. Просто определенные команды подписывают определенных игроков и в итоге все выливается в довольно комичные, но как оказывается реалистичные сценарии, когда в одном из моих сэйвов 12 лет подряд чемпионство выигрывала команда с Востока. На восточном побережье шла непрекращающаяся заруба, а на Западе царила тишь да благодать. Главная цель в тот период была хоть как-нибудь прорубиться сквозь дебри сетки плей-офф на Востоке, поскольку тогда в финальной серии тебя ждала легкая прогулка к титулу.
Таким вот примитивным способом мне объяснили, почему Леброн поступил очень здраво, окопавшись на Востоке.
3. Драфт – это, в первую очередь, лотерея…
Каждый год мы стараемся предугадать, что из себя представляет тот или иной проспект, что конкретный молодой игрок может привнести в игру выбравшей его команды. И каждый год делаем гораздо более однозначные и самоуверенные выводы, чем стоило бы.
В Basketball GM тебе известно про любого игрока всего несколько цифр и клочков данных. Текущий рейтинг, потенциальный рейтинг, возраст, позиция, рост и дополнительные спец. умения. У суперзвезд рейтинг 70 и выше, добротные игроки стартового состава начинаются от 60, ролевики – 50. И вот тут ты натыкаешься на потенциал, цифру, которая якобы показывает насколько хорош этот игрок теоретически может быть.
Как в движке игры прописана система достижения этого потенциала я не знаю. Но каким-то очень любопытным образом в игре попадаются и выбранные в лотерее игроки с феноменальным рейтингом под сотню, которые не реализуют свой талант и наполовину. Встречаются и вроде бы ограниченные игроки-функции с низким рейтингом, которые внезапно пробивают потолок изначально указанного потенциала и становятся звездами. Регулярно попадаются как выскочки из второго раунда, так и басты из лотереи. Я лично выбирал и тех и других.
И в реальности мы вроде бы такие статистически продвинутые и у нас есть все инструменты, чтобы следить за каждым движением игрока и знать все наверняка, но нет, мок-драфты (причем в каждом виде спорта) – это все такое же тыканье пальцем в небо, которое спустя спустя три-пять лет без смеха невозможно вспоминать. Много шума, а процесс выбора новичка в команду мало чем отличается от того, как я в браузерном симуляторе за пару минут окидываю взглядом список новичков и почти что наугад тыкаю в одну из криво нарисованных рожиц. А дальше уж как повезет.
4. … поэтому слив не работает
«Процесс» — это, конечно, новая страница в истории построения команд, который неожиданно перекинулся на другие лиги (в НФЛ «Браунс» наколлекционировали 22 пика на драфте на ближайшие два года при семи раундах драфта, так что посмотрим, что из этого выйдет), но я ,если честно, не могу себе представить, насколько идейными и отчаянными должны быть все вовлеченные в процесс столь глубокой перестройки, чтобы довести начатое до конца. В любой момент что-то может пойти не так и невозможно бить в яблочко в каждой ситуации.
В одном из сэйвов я начал свою карьеру с бессовестного слива. В итоге получил только пятый пик и выбрал под ним парня, который стал лишь крепким середняком. Пришлось экстренно придумывать план Б. Каждый такой «Процесс» очень сильно зависит от удачи. Одна травма, одна лотерея, один неправильный шаг – и весь план может пойти насмарку. Поэтому…
5. Без удачи – никуда
Один из сезонов моя команда завершила неплохо, третьей в конференции, но чего-то не хватало, поэтому я сварганил трейд и обменял игрока с хорошим рейтингом, но без спец. навыков на игрока похуже, но зато специалиста по дальним броскам. Сработало. Я выиграл чемпионат, а приобретенный игрок взял приз Лучшему игроку финальной серии (на реддите писали, что в движке прописан хороший бонус за сумму спец. навыков игроков на площадке, поэтому я решил изобразить Джека Макклоски (благо руководил как раз командой из Детройта) и рискнул. В том обмене в качестве компенсации я еще обменялся со второй командой выборами на драфте. По итогам сезона я оказался в шоколаде, а мой партнер по обмену скатился на пятое-шестое место с конца в лиге. Я подумал, что это все равно очень ценный актив и если в итоге мне достанется пик в десятке, то оно того стоило и обмен выгоден для меня по всем фронтам. И тут на экране высвечивается, что на драфте 2023 года я буду выбирать под первым номером. Радости – полные штаны. Хватаю лучшего центрового драфта и выигрываю с ним еще три чемпионата подряд.
В реальной НБА без удачи тоже никуда. Билл Симмонс об этом писал.
6. Личная привязанность мешает
Американский писатель и журналист Майкл Льюис писал и про «Манибол» Билли Бина, и про крах Уолл-стрит в «Игре на понижение», и про Майкла Оэра в «Невидимой стороне», а в 2016 году выпустил новую книгу. На этот раз – про Амоса Тверского и Даниэла Канемана, двух видных ученых и ключевых фигур в когнитивистике, которые ввели понятие когнитивного искажения и десятилетиями изучали этот вопрос.
Так вот лично меня эта книга заинтриговала в первую очередь тем, что одна из глав посвящена генеральном менеджеру «Хьюстон Рокетс» Дэрилу Мори и рассказу о том, как он адаптировал наработки поведенческой экономики под НБА и использовал их в своей работе. В этой главе повествуется о том, как Мори придумывает все новые пути обойти те ловушки, в которые нас заманивает наш собственный мозг, как за счет статистики и математики он пытается избавиться от того ментального мусора, который мешал бы ему объективнее оценивать игроков и принимать более взвешенные решения в своей работе.
(ДА, Я НАШЕЛ ЭТУ ГЛАВУ В ИНТЕРНЕТЕ. ДА, Я ЕЕ ПЕРЕВЕДУ И СКИНУ В БЛОГ. ОНА ОЧЕНЬ КРУТАЯ).
Марк Кьюбан, Нейт Силвер, Майкл Льюис, Дэрил Мори и Парааг Маратай на Конференции по спортивной аналитике в 2013 году.
Так вот в Basketball GM можно играть за вымышленные команды и управлять ростерами, составленными из случайно сгенерироавных игроков. А можно зайти на Реддит, скачать и загрузить в игру реальные ростеры команд НБА. Можно даже скачать такой вариант данных, что ты начнешь игру якобы в 1985 году и каждый драфт будет состоять из реальных игроков до 2016 года. Можно скачать драфт любого года и засунуть его в какую угодно эпоху. Столкнуть лицом к лицу Джордана и Леброна, Мэджика и Стеффа Карри. Как вашей душе угодно. Одна проблема – это не реальные игроки.
Я забавлялся таким образом и даже пытался привести тех же «Хорнетс» к чемпионству пока не понял, что в симуляторе я мысленно привязан к сложившемуся образу реальных игроков. Схемы, которые с моей точки зрения должны были работать, ни к чему не приводили. Я выменивал игроков, оценивая их прототипы, то есть учитывал то, что я знал о них в реальности и упускал из виду то, как они были представлены в симуляторе. По сути, я оценивал не реальную картину, а исходил из застывшего в мозгу стереотипного представления об игроках. И нужно очень четко понимать, что спортивная лига вроде НБА – это постоянно эволюционирующий организм, в отношении которого никогда нельзя ставить точку.
В одном из мок-драфтов НФЛ я прочитал очень умную фразу одного скаута насчет попыток поставить точку: «Худшее,что можно услышать из уст любого причастного к нашему бизнесу человека – фраза «Я все понял». Я с этим очень сильно солидарен. И если уж Панченко вторит и говорит, что «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого», то я окончательно убеждаюсь в том, что в отношении спорта (да и вообще жизни), делать вывод о том, что «тут все и так понятно» — это последнее дело.
7. Зачем нам тренер, нам тренер не нужен!
Их в Basketball GM просто нет. Он есть где-то за кадром и занимается только распределением минут между игроками. И все. Твой успех зависит от тех исполнителей, которых ты соберешь. Ты можешь влиять на ротацию и дать указание тренеру предоставить какому-то игроку больше или меньше игровых минут или вообще отказать в появлении на площадке. Но в остальном никаких тактических преимуществ ты ниоткуда не получаешь и поиском тренера не занимаешься.
В реальности, конечно, все иначе, но роль тренера – это давняя тема для обсуждений в НБА (да и не только в ней). Фил Джексон и Рэд Ауэрбах – великие, вопросов нет. Привнесли ли они в игру нечто такое, что давало им преимущество чисто на тактическом уровне? И нет, не Джексон придумал и ввел в НБА «тругольное нападение», а его ассистент Текс Уинтер. Они с Тамарой ходили парой и сдается мне, что мозгами в тандеме был именно Уинтер. Джексон, Ауэрбах, Чак Дейли и многие другие – они очень крутые психологи, которые видели в игроках, в первую очередь, людей, а не набор крестиков и кружков на планшете. Поэтому логично, что в симуляторе, где нет места человеческому фактору и тренерам уделено минимальное значение. Пальцев на руках за глаза хватит, чтобы пересчитать всех тренеров в современной НБА, у которых есть некое собственное лицо в плане тактической мысли. Очень мало тех, кто сможет прыгнуть выше головы и превзойти недостатки имеющегосяна руках состава. Большинство держат в голове лишь базовые принципы, которые работают всегда и им не надо вносить в рисунок игры ничего нового.
В конечном итоге все равно в НБА испокон веков работает формула приоритетов для всех тренеров:
- психология
- грамотное распределение ротации
- пик-н-ролы
- защита против пик-н-ролов
- ???
- ПРОФИТ
8. Долгосрочное планирование всему голова
Один плохой матч, один неудачный обмен, один провальный сезон – и уже хочется перечеркнуть все свои наработки и сделать скоропалительные выводы. Basketball GM крут тем, что в нем можно за час прокрутить пять-десять сезонов. Можно, разумеется, погружаться в детали и статистику, но данных не так много, чтобы в них зарываться с головой. Суть менеджера не в этом. Возможность проскакать сразу сезонов десять в фоновом режиме учит тому, что нельзя воспринимать близко к сердцу сиюминутные успехи или неудачи. И что, наоборот, соглашение, которое сейчас тебе кажется выгодным и адекватным буквально через три-пять лет может похоронить и тебя, и твою команду.
Это к с слову об оверреактинге, то есть слишком эмоциональному восприятию событий и тяге к однозначным, но узколобым выводам. Я понимаю, что это очень модно и популярно, но в конечном счете все равно всех рассудит время. К примеру, проходит драфт. И новичок еще ни минуты не сыграл за свою новую команду, а я уже могу прочитать мнение эксперта по итогам драфта о том, как этот зеленый юнец проявит себя в лиге. Заранее формируются неправильные ожидания и нереалистичные запросы к достижениям игрока. А, как известно,…
9. … наши ожидания — наши проблемы
В Basketball GM все может очень быстро измениться. В межсезонье после окончания периода подписания свободных агентов все игроки становятся старше и в этот момент меняется их рейтинг и потенциал. И меня сначала даже возмутило то, насколько кардинальным образом расклад на сезон может измениться в один миг.
Твой молодой игрок может остаться на прежнем уровне, несмотря на звездный потенциал. Ветеран, которого ты уже списал со счетов, может решить тряхнуть стариной и остаться на прежнем уровне или даже стать чуть лучше, несмотря на преклонным возраст. Только что выбранный на драфте новичок с заоблачным потенциалом, прибыв в расположение клуба, может превратиться в тыкву и потерять в привлекательности еще до начала сезона. У кого-то в результате прогресса или регресса может исчезнуть или наоборот появиться спец. умение типа навыка защиты на периметре, навыка хорошо собирать подборы или классно бросать издали.
И ведь в реальности все может измениться буквально по щелчку. Кто-то приедет в тренировочный лагерь не в форме. Кто-то попадетсяна наркоте. Кто-то будет связан по рукам и ногам личной драмой. Мало ли вариантов. Вот для меня пример такого «внезапно» — Джеффри Тэйлор. Был в «Шарлотт» такой легкий форвард года три назад. Атлетичный 3&D – очень ценный кадр для НБА в новой эре. Но потом он ударил свою подружку, отбыл дисквалификацию в размере 24 матчей и на этом его карьера в НБА закончилась. Очень жаль, а то ведь я грешным делом в отдельных эпизодах думал, что он начинает наступать на пятки МКГ на позиции третьего номера. А тепрь представьте, каково было генеральному менеджеру «Шарлотт», владельцу и тренеру, когда они услышали, что игрок, в которого были инвестированы сотни тысяч долларов одной своей пьяной выходкой поставил на всех вложениях крест?
И таких историй – десятки и сотни каждый год. Никогда не знаешь, что тебя ждет за углом.
10. Нельзя упускать возможность чему-то научиться
Basketball GM – это всего лишь симулятор, да еще и не самый продвинутый. В нем куча недостатков и непонятных пятен (ты запросто можешь несмотря на доминирующий состав слить всухую на любой стадии плей-офф и никогда не поймешь, почему так случилось; развитие клуба гипертрофированно зависит от количества финансов, которые ты вбухиваешь в клуб; ты можешь обмениваться с другими командами активами, но другие клубы этого не делают и ты явно чувствуешь себя единственной живой душой в лиге; требования владельца одинаковы в каждом клубе и по сути это один и тот же человек в любом сэйве и т.д.), но во-первых, в нем реально очень весело провести пару вечеров, а во-вторых он может тебя кое-чему научить. Не напрямую, но если подмечать схожести с реальностью, то вполне можно найти новый угол зрения на вроде бы ясный для тебя вопрос.
И вроде бы с одной стороны это все детские забавы, ребячество и развлечение, а с другой, никогда нельзя упускать из виду шанс понять что-то новое.
Источник: