серия А Италия Маурицио Сарри Наполи
Алексей Логинов – о невероятном эксперименте Маурицио Сарри.
Нужда – двигатель прогресса. В июле 2016 года «Наполи» лишился Гонсало Игуаина, который только что переписал рекорд результативности чемпионата Италии. В качестве замены попытались приобрести Мауро Икарди, но безуспешно. Тогда купили Аркадиуша Милика – нападающего, который, по словам Аурелио Де Лаурентиса, должен превзойти аргентинца. Однако это утверждение проверить пока не удалось – в октябре поляк получил тяжелую травму, от которой до сих пор полностью не оправился.
Ничего не вышло и из Маноло Габбьядини в новой для него роли – он оказался психологически не готов быть лидером атаки. А ведь у него есть все – рост, техника, скорость, волшебная левая. Но если в матчах против слабых соперников он подавал хоть какие-то признаки жизни, то встречи с клубами калибра «Ромы» окончательно показали, что он не способен быть наконечником в схеме 4-3-3. Схеме, которую Маурицио Сарри довел до совершенства в прошлом сезоне. А поскольку варианты закончились, тренера «Наполи» призвали немедленно поменять игровой модуль.
Как всегда, нашлись желающие порассуждать о тактике – от журналистов до профессиональных тренеров, ищущих работу. Это напомнило сентябрь 2015 года. С той лишь разницей, что тогда все – от Лучано Моджи до Маурицио Пистокки – советовали Сарри отказаться от расстановки 4-3-1-2, которую он привез из Эмполи. Трех туров оказалось достаточно – мистер быстро перестроился на 4-3-3 и создал тот самый Bel Napoli, которым мы так восхищаемся. Эксперты же получили дополнительный повод для гордости – даже в Италии аналитики и тренеры не слишком часто находятся на одной волне.
Неудивительно, что многие предрекали повторение той ситуации и анонсировали предстоящие изменения. Они казались настолько очевидными, что никого не смущали саркастические комментарии самого Сарри, который на одной из пресс-конференций заметил: «Кто понимает в футболе, не рассуждает о схемах».
Однако не нужно быть экспертом, чтобы заметить противоречия в предлагаемых решениях. Для полноценной реализации модуля 4-3-3 «Наполи» не хватало одного сильного центрфорварда. Гипотетическая же расстановка 4-3-1-2 никоим образом не решает этой проблемы. Более того, создает две дополнительных. Во-первых, требуется треквартиста – весьма дефицитный товар по нынешним временам. Напомню, что год назад Лоренцо Инсинье так и не потянул эту роль. Он не Тотти и даже не Сапонара. Во-вторых, отсутствие крайних форвардов автоматически приводит к изменению функций полузащитников. В частности, на Марека Гамшика ложится больший объем оборонительной работы. Поэтому ни о каком автоматизме не может быть и речи, требуется кардинальное переосмысление и перекройка всей системы игры.
4-3-3 и 4-3-1-2 хоть и различаются, на первый взгляд, незначительно, принадлежат к разным вселенным. Когда-то этот переход стоил «адзурри» неимоверных усилий. Вот почему Сарри всегда называл преступлением необоснованную смену модулей – это совсем не то же самое, что выбросить iPhone и купить вместо него Samsung. Поэтому было решено оставить все как есть и попытаться нивелировать отсутствие наконечника, не разрушая командные механизмы. Так возникла идея с «ложной девяткой».
Со времен «римского легиона» серию А не удивишь использованием на позиции prima punta футболиста с другими характеристиками. Совсем не случайно Франческо Тотти называют последней десяткой, который стал первой «ложной девяткой». Испания считает, что это их креатура, с чем на родине Колумба согласны не все. Тем не менее, из уважения к соседям, в литературе по тактике термин false nueve, как правило, не переводится на итальянский язык.
Новый импульс тема «ложной девятки» получила после того, как всем показалось, что Пеп Гвардиола обнаружил «тактический Грааль». Попытки подражать каталонской школе и поставить во главу угла контроль мяча активнее всех предпринимались в «Фиорентине» при Винченцо Монтелле, которую тогда называли «маленькой «Барселоной». И лишь частые травмы Джузеппе Росси вынудили calcio montelliano мутировать в сторону более традиционных систем с классическими центрфорвардами, которые, впрочем, ломались лишь немногим реже невезучего Пепито.
Использование тренерами «ложной девятки» не всегда совпадало с их стремлением постоянно контролировать мяч. Достаточно вспомнить «Парму» Роберто Донадони, который поставил на эту позицию Антонио Кассано. Или же «Удинезе» Франческо Гвидолина, который вообще предпочитал действовать на контратаках. И все же «Наполи» – команда другого стиля, которая в течение последних двух лет стала лидером серии А по проценту владения мячом. Недавно «адзурри» вообще установили исторический рекорд по этому показателю – 81% в матче против «Кротоне». Поэтому Сарри прежде всего отталкивался от испанских корней родного города и известного ему опыта Винченцо Монтеллы. Однако мысль поставить в центр нападения Дриса Мертенса, 29-летнего невысокого футболиста, который никогда там не играл, поначалу выглядела еще большей авантюрой, чем высадка Мюрата в Калабрии в 1815 году.
Первые эксперименты привели к парадоксальной мысли – основные проблемы «Наполи» кроются не в атаке. Это подтверждала и статистика: в прошлом сезоне, с Игуаином, команда в 13 турах забивала в среднем 1.85 гола, в этом – 1.77 гола. Зато «адзурри» стали пропускать значительно больше – 1.08 против 0.62. Примечательно, что сам Сарри в 2015 году объяснял переход от 4-3-1-2 к 4-3-3 как раз стремлением навести порядок в обороне. Теперь же вновь потребовалось сделать один шаг назад, пожертвовать зрелищностью ради надежности. Поэтому вплоть до середины декабря тренер заставлял Мертенса отрабатывать в защите – в этот период бельгиец почти не забивал и старательно выполнял функции «ложной девятки», чередуя хорошие матчи с посредственными, подпортив личную статистику. Но все изменилось буквально за несколько дней. То, что произошло, перевернуло представление об этой роли. То, что La Repubblica впоследствии назовет шедевром тренерской мысли.
Проведя на поле 165 минут в матчах против «Сассуоло» и «Кальяри», Дрис Мертенс нанес 16 ударов по воротам соперников и в среднем забивал каждые 23 минуты.
Он стал первым с 2014 года футболистом серии А, которому удалось сделать покер. Первым с 1995 года, кто сделал хет-трик в двух матчах подряд. И первым с 1955 года, кто забил 7 голов за два матча (предыдущим форвардом был Гуннар Нордаль). Вдобавок его хет-трик занял пятое место по скорости в истории чемпионата Италии. Бельгиец уступает только Валентино Маццоле, Пьетро Анастази, Марко ван Бастену и Андрею Шевченко. А в «Наполи» никто не делал покер со времен культового Джузеппе Савольди. Того самого – по прозвищу «Мистер миллиард».
Случайность? Нет. На итальянском телевидении детально проанализировали голы Мертенса и пришли к выводу, что почти все они – результат тщательно спланированных комбинаций. Например, один из голов в ворота «Кальяри» стал возможен после того, как позицию центрфорварда временно занял Лоренцо Инсинье, а освободившийся от внимания защитников Мертенс получил мяч в лево-центральной зоне штрафной площади. Первый же гол в ворота «Торино» позволил экспертам сделать вывод, что поведение бельгийца на поле больше соответствует prima punta, чем «ложной девятке».
После той встречи Сарри признавался: «За последние несколько месяцев я потерял Игуаина, а потом и Милика, но никогда не ныл по этому поводу». Ответом стала кропотливая работа по переводу Мертенса сначала в «ложную девятку», а впоследствии – в классического центрального нападающего. Для этого пришлось скорректировать функции других футболистов. В частности, Лоренцо Инсинье стал играть дальше от края поля, а Зелиньски все чаще вытеснял из состава Аллана, так как с выдвижением бельгийца вперед в средней зоне потребовался футболист, более ориентированный на перехват и поддержку атак сходу. Так изменение функций Мертенса привело к тому, что в атакующей фазе «Наполи» добрался до схемы 4-2-4. Однако даже волшебник Сарри не способен научить Дриса бороться на втором этаже и толкаться во время стандартных положений, поэтому у любого перевоплощения есть логический предел.
Сначала тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем восхищаются. Все это в полной мере относится к произошедшему с Дрисом Мертенсом в этом сезоне. Ведь после хвалебных статей в Corriere dello Sport и комплиментов от Марио Скончерти многие подумали, что Маурицио Сарри скоро свернет эксперимент. Главное – вовремя остановиться. К тому же комбинации, в результате которых полузащитники «адзурри» навешивали мяч на миниатюрного футболиста, иногда действительно смотрелись комично. Да и в зимнее трансферное окно «Наполи» приобрел настоящую девятку – Леонардо Паволетти.
Поэтому все чаще на Sky стали звучать фразы: «Маурицио, заканчивай. Пошутили и хватит. Ты же не серьезно?» Однако после дубля бельгийца на «Олимпико» и заслуженного сравнения с Эдинсоном Кавани скептикам осталось только разводить руками. В том матче Дрис Мертенс повторил празднование Джорджа Финиди после гола в ворота сборной Греции на ЧМ-94 – рванул к угловому флажку и изобразил собаку, которая поднимает ногу.
Может быть, этот жест был обращен к тем, кто не верил, что невысокий футболист способен встать в один ряд с великими центфорвардами прошлого?
Заслуги Мертенса признали даже обычно ревнивые коллеги по амплуа. Фабио Баццани – бывший наконечник «Сампдории», верзила, когда-то бодро расталкивающий защитников локтями, недавно заявил, что футболист «Наполи» не «ложная девятка», а самый настоящий центрфорвард с особыми характеристиками. С ним согласен и гуру тактики Адриано Баккони, который отметил, что Мертенс даже физически преобразился – стал более мощным и атлетичным.
А как воодушевились неаполитанские журналисты и комментаторы! Будь Мертенс футболистом «Лацио», про него наверняка бы уже вышла книга. Но увы. Стефано Греко болеет за другой клуб. И все же: «Я видел его. Он был там. В самой гуще борьбы, как настоящий пунта, в штрафной площади, когда Гулям навесил с фланга, и он выиграл верховую дуэль. Разве, когда твой рост всего лишь 169 см, ты можешь быть Чиччо Грациани!? У нашего малыша есть мужество». Стоит ли удивляться, что Леонардо Паволетти сидит на лавке, а агент поляка рассматривает предложения других клубов?
В среду Мертенсу потребовалось ровно десять секунд после выхода на поле, чтобы забить гол «Ювентусу». И у кого-то еще остались вопросы, почему премию Panchina d’Oro 2017 получил Маурицио Сарри?
Всем, кто любит Италию, мы говорим GRAZIE!
Последние материалы блога:
Так будет выглядеть Италия будущего
Симфония Верди. 5 причин посмотреть сегодняшний матч Италии
Есть ли у Италии шансы обойти Испанию?
Фото: Gettyimages.ru/Francesco Pecoraro, Enrico Locci, Dino Panato; Global Look Press/Ernesto Vicinanza/ZUMAPRESS.com, Giuseppe Maffia/ZUMAPRESS.com
Источник: